МАНУФАКТУРА ГРЕЗ

 

Коммерческий успех отечественных телесериалов создает основу для развития киноиндустрии и производства медиазрелищ

Попробуем оценить кино и телевидение как исключительно коммерческую деятельность, а не культурное явление. Посмотреть на индустрию развлечений с точки зрения производства и сбыта, отказавшись от пафоса и морализма. И заодно поймем, насколько возможен такой взгляд или все-таки от миссии творца и идеологии никуда не деться? Помочь нам взглянуть на все и разобраться в бурных и порой весьма мутных водах кинобизнеса мы попросили известных российских продюсеров и руководителей двух частных продакшн-компаний: Рауфа Аталимбекова, генерального директора United Multimedia Projects (UMP) и Владимира Лебедева, генерального директора Goldmedium. Обе компании относятся к числу ведущих на рынке - в UMP создавались кинофильмы "Новые приключения бременских музыкантов", "Прогулка", "Нефть", сериалы "Каменская", "Неудачи Пуаро"; фирма Goldmedium произвела на свет "Крутой маршрут" и XXX, которые совсем недавно появились в эфире.

РОДНОЕ "МЫЛО" ОКАЗАЛОСЬ "БЛИЖЕ К ТЕЛУ"
Для начала полистаем телевизионную программу. Насчитаем с десяток сериалов. Зарубежные уже надо поискать. Только за 2002 год российские кинокомпании отсняли порядка 800 сериалочасов общей стоимостью более 50 миллионов долларов, в 2003 году, думается, эта цифра как минимум удвоилась.
Национальные "мыловарни" способны приносить неплохую прибыль, и конкуренция никого не смущает. К примеру, на ОРТ был прецедент, когда десятисерийный сериал, снятый за 500 тысяч долларов, набрал высокие рейтинги и принес около двух миллионов за размещение в рекламных паузах во время его показа. В России производится около 1000 часов сериалов в год, а нужно в десять раз больше, таково общее мнение на телеканалах.
По словам одного из телевизионных рекламщиков, точку в конкуренции западного и отечественного сериала поставил кризис, когда на фоне рекламного спада каналам стало накладно платить 10-15 тыс. долларов за серию заграничного "мыла". Заменив заграничное кино отечественным в виде вынужденной меры, каналы быстро обнаружили, что даже недорогие и простые русские сериалы собрали гораздо большую аудиторию, чем латиноамериканские и штатовские. Первый отечественный хит "Улицы разбитых фонарей", показанный в первый раз ОРТ в январе-апреле 1999 года, собрал почти 50% телеаудитории канала. Этот факт окончательно убедил отечественные телеканалы в необходимости создания собственных сериалов, и с тех пор дело на подъеме. Прайм-тайм оказывался сверхприбыльным - недаром среди первых отечественных производителей сериалов стала компания Владимира Гусинского "Медиа-Мост" в лице производственной студии "НТВ-Профит". Однако финансовых возможностей немногочисленных продюсерских центров и кинокомпаний каналам не хватало, и они стали активно продюсировать сериалы сами, поручая студиям собственно производство.
Владимир Лебедев: "Телевидение - это идеологическая история. В том смысле, что люди устали от "чем хуже, тем лучше". Профессионалы давно хотят снимать программы и фильмы на хорошем уровне, но только сегодня это по-настоящему востребовано какой-то частью общества. И идеология в том, чтобы создавать контент лучше. Конечно, общенациональная сеть отражает популистские настроения и в основном выдает пока посредственный продукт. Но тендеция перехода от ширпотреба к качественным шоу и хорошему кино для нас очевидна. Последняя церемония телевизионных наград ТЭФИ показательна: впервые гран-при достался программе о классической музыке на телеканале "Культура", которая обошла пошловатую "Фабрику звезд". Мы тоже раньше снимали "Ментов", что скрывать, а сегодня, как и вся индустрия, находимся в поиске настоящей телевизионной литературы - качественных сценариев, интересных сюжетов. Запросы на телевизионные кино и новые программы со стороны каналов огромны, что создает простор для работы продакшн-компаний".
В производстве русских сериалов и шире - телевизионных программ участвуют деньги телеканалов и отчасти государственные бюджетные средства. Внешних частных инвесторов почти нет, пока им сложно вписаться в сложившуюся систему. Продюсирование проектов идет через продакшн-компании, которых немного. Серьезных частных кинокомпаний в России всего 3-4. Доходы от сериала продакшн-студия делит с телеканалом - 50 на 50. Но и конечно, еще продакшн-компания получает значительную часть дохода не только от собственных проектов, но и от простого оказания профессиональных услуг для "чужих" проектов, в первую очередь пост-продакшн: монтаж, спецэффекты, озвучка и так далее. При этом продюсировать проект могут совсем другие люди и организации (та же UMP держит 30% российского рынка постпродакшн, и это составляет львиную долю ее доходов).

РУССКОЕ КИНО В ПРОКАТЕ

А теперь взглянем на афишу кино. Сколько русских фильмов в прокате?
На момент написания данной статьи мы насчитали меньше десятка: "Прогулка", "Бумер", "Коктебель", "Отец и сын", "Небо, самолет, девушка". А что вообще еще было за последний год? "Антикиллер", "Одиночество крови", "Олигарх", "В движении", "Даже не думай", "С днем рождения, Лола!"… Все эти отечественные проекты, художественно, но не кассово (!) переросшие "Братьев" и "Сестер", конечно, приятны своей почти интимной близостью к нашей жизни. Родная жизнь, Москва, русские дороги, настоящая русская речь и характерный, иногда до умиления вычурный, авангардизм съемки - пока еще, согласитесь, экзотика на фоне упитанных спецэффектами и приправленных звездными актерами "голливудцев". Монтаж "В движении", самовлюбленная эстетская камера "Одиночества крови", грустное повествование "Бумера", несколько сюрреалистический сюжет "Олигарха" - все это, конечно же, действительно здорово. Уровень достойный, но вот при этом больше 10% кинорепертуара все равно не получается.
Рауф Аталимбеков: "Потребность в контенте на российских телеканалах очевидна, а вот с кино этого пока нет. Кинопрокатчикам для бизнеса русские фильмы пока не нужны, и без поддержки государства мы бы вообще не увидели в современных кинотеатрах большинства наших фильмов. Но телевизионное производство уже поставлено на поток, и это стремительно растущий рынок".
Делать русское кино - пока еще скорее бизнес в искусстве, чем полноценная индустрия. Несмотря на то что отдельные громкие проекты становятся прибыльными и обещают неплохую преспективу на будущее.
Владимир Лебедев: "Бизнес есть бизнес и в кино, - на кино делают деньги, неприбыльные проекты никто не снимает. Если, конечно, они не дотируются государством. А они дотируются: например, Госкино имеет специальный фонд в 50 миллионов долларов, который выбирает проекты для финансирования. Впрочем, у нас, как и везде, есть коммерческое и авторское кино. Авторское кино, которое и считается явлением культуры, конечно, никогда не было бизнесом. Корифеи авторского кино продолжают снимать вопреки коммерции, ибо они - как памятники ЮНЕСКО, которых надо поддерживать и по которым можно учиться, но не зарабатывать на них деньги".

Извечный вопрос: бизнес или искусство?
Коммерческого русского кино в отличие от авторского пока мало. И вопрос в том, насколько оно конкурентоспособно по сравнению с Голливудом - в прокате, а не на фестивалях.
Рауф Аталимбеков: "Основная проблема русского кино - как ни странно, его доставка до зрителя. Кинотеатров не так много - всего около 1000, из которых действительно современных максимум 500 по всей стране. Реальные деньги прокатчикам приносит американское кино, и менять бизнес-модель для них не имеет большого смысла. Пока на рынке существует всего три сети - "Каро", "Империя кино" (фактически слившиеся в единую структуру) и "Киномакс" (еще не раскрутившийся на полную катушку), они будут диктовать свои условия и русские кинопроизводители будут находиться в зависимом положении. Радуйтесь, что мы взяли ваш фильм в прокат, - такова позиция кинотеатров. Поэтому на продюсирование российского кино частные деньги почти не идут. Это пока отдельные проекты, но никак не индустрия на сегодняшний день. Выход - в росте числа киносетей, и если вкладываться в кинобизнес сегодня, то в первую очередь я бы назвал перспективным развитие альтернативных сетей кинотеатров".
Есть мнение, что со временем западные сети, вроде Warner/National Amusements, открывшей мультиплекс Kinostar, начнут продюсировать отечественное кино. Сначала должна быть готова площадка, а потом - деньги. Но мотивов продюсировать кино исключительно для российской аудитории не так много - рынок не слишком велик, да и аудитория вполне охотно поглощает западный продукт. Выгодно будет продюсировать русское кино, когда оно начнет продаваться на Запад. И не только как фестивальное кино, а именно коммерческое. Но тогда, возможно, оно потеряет свой шарм и уникальность. Такая вот диалектика.
Поговорив с киношниками, мы, например, узнали, что многие фильмы, если и не дотировались из бюджета, то имели за собой серьезных частных спонсоров (спонсоров, заметим - не инвесторов). К примеру, фильм "Самолет, небо, девушка" профинансировал Аэрофлот, на "Одиночество крови" дал деньги "Флора-Банк". Успешные фильмы, например, тот же "Антикиллер", оказываются затравками или, если хотите, рекламными акциями для аналогичных проектов на телевидении - из трех киношных серий "Антикиллера" планируют сделать рейтинговый телесериал. По словам режиссера Егора Кончаловского, это четырехсерийный проект для ТВ, который снимался на кинопленку, который правильнее было бы называть не сериалом, а телевизионным кино.
Голливуд это индустрия - в производстве на десятке ведущих киностудий (Warner, Paramount, New Line Cinema, Dreamworks, Pixar, XX Century Fox и другие) находятся десятки и сотни картин одновременно, и при таком количестве хиты позволяют забыть о провалах. А со временем опыт продюсеров позволяет делать минимум провалов. Русское кино только начинает выстреливать "хитами". Есть проекты, которые собирают хорошую кассу. Однако в этом ли его судьба? Сможет ли оно конкурировать с Голливудом, или его позиция другая, как и у всей европейской киноматографии?
Рауф Аталимбеков: "В Европе иной подход к кино, оно считается искусством, хотя бы отчасти. Европейским кино мы восхищаемся, но прибыли оно не приносит. А все кассовые фильмы, которые сняли в Европе, вроде "Пятого элемента" - это американское кино по своей сути".
Находятся те, кто и у нас снимает "по-голливудски" и делает неплохие деньги. Но это единичные проекты, которые требуют серьезной финансовой и рекламной проработки. И есть те, кто снимает искусство. Промежуточные варианты, как "В движении" или "Бумер", конечно, случаются, но это удача талантливых людей, а не индустрия развлечений. Однако, как говорится, если есть желание, найдутся и возможности.

ТЕЛЕИГРЫ ПАТРИОТОВ
Государство запустило культуру, забыло о национальном достоянии. Национальной идеи нет - нет и поддержки национального кино. Такие мнения приходится слышать очень часто. Однако, по мнению большинства специалистов, дело обстоит не настолько плачевно, ведь ни один из серьезных российских кино- или телепроектов не обошелся без финансового участия государства.
Ситуация меняется в лучшую сторону, и прямое финансовое участие становится необязательным. Сегодня потребность в русском продукте настолько велика, что зачастую продюсерам не приходится в переговорах с телеканалами выставлять напоказ государственную поддержку. Скажем, масштабное шоу "Крутой маршрут", вышедшее на экраны в самом начале ноября 2003 года, получилось почти как телевизионный поиск национальной идеи. С той лишь разницей, что никакого госзаказа не было, а просто идеи в воздухе витают. По словам продюсера шоу Владимира Лебедева, в одном из разговоров наш президент Владимир Путин заметил, что хорошо бы постепенно менять имидж страны, ведь мы уже все-таки нечто большее, чем медведи, бандиты и нефтяные генералы. Это точка зрения властей. Но казенные мнения мало интересны людям, и интерес к национальным проектам основан на том, что мы действительно заждалась оригинального и патриотичного телевизионного проекта. Масштаба "Последнего героя", но чтобы не калька с Запада и не на Карибах.
Владимир Лебедев: "Практически все наши телевизионные шоу - лицензия или просто калька с Запада ("Последний герой" - аналог американского Survivor, "За стеклом" - перепевки голландского Big Brother", "Дом" - французского Loft и так далее. - В.Л.). Нам хотелось создать оригинальный продукт, который был бы на западном уровне качества, но с нашим содержанием. Не лицензировать готовые идеи на CBS (а когда я работал в Америке, там имелись схожие, но совершенно не наши по духу проекты), а создать оригинальую вещь. Да, есть оригинальные отечественные программы, но они сегодня смотрятся как реликты из прошлого - КВН, "Что? Где? Когда?", "Шире круг". Мы же стремились дать русское зрелище, нашу игру - соединить знакомую с детства "Зарницу" с "Вокруг света". Наши люди плохо знают Россию. Особенно москвичи - по стилю жизни и работы они вообще ориентированы на Запад, а развлекаются в Египте и Таиланде. А вот Иркутск, Хабаровск, Красноярск - эта география забыта, ее как будто не существует ни в голове, ни на телевидении, нигде. Телепередача "Крутой маршрут", надеемся, - шаг в сторону познания себя, в игровой форме".

НУЖНЫ СПЕЦЫ!
Как мы уже выяснили, снять сериал стоит сравнительно недорого, а спрос со стороны телеканалов постоянно растет. Да и фильм, по масштабам крупного бизнеса, может быть вполне доступным вложением. К примеру, "Бумер" стоил 300 тысяч долларов. Производство серии "топового" сериала, сделанного на достойном уровне качества, обойдется в 50 тысяч долларов, в зависимости от географии, актеров и наличия спецэффектов, а для "средненького" сериала - в 10-15 тысяч.
Казалось бы, влил денег, купил оборудование и нашел людей, вот тебе и производственная студия. Снимай и продавай на каналы, прокатывай в кинотеатрах. И примеры такие есть, порой курьезные. В Тамбове, к примеру, местная "братва" взялась снимать сериал о своей "пацанской" жизни под звучным названием "Спец". Денег вроде бы дал "общак". Чем не киноиндустрия?
Однако на самом деле войти в этот бизнес не очень легко, и проблема совсем не в деньгах.
Владимир Лебедев: "Можно подать заявку на ТВ, написав сценарий и сняв пилот. Скорее всего, это отсмотрят. Бывает, принимают. К примеру, сериал "Бригада" был взят в разработку от людей, которые раньше кино никогда не снимали. Но сами понимаете, сколько заявок от энтузиастов кино приходит в день на каналы - даже больше, чем на киностудии. Дело еще и в том, что "независимые и инициативные" не всегда знают, был ли уже снят или заявлен аналогичный проект. Никаких исследований провести нельзя, кроме как покопаться в памяти самих менеджеров и продюсеров. А вообще телевидение имеет структурированные отношения с продакшн-компаниями, принимает заявки и пилоты от них и дает зеленый свет тому или иному проекту. В целом на телевидении доля проектов, финансируемых не каналами, крайне мало. Мы очень ждем инвесторов, хотя в отличие от кино, где есть прокат, здесь им нечего предложить в плане возврата на вложенные деньги. Пока не отработан механизм получения прибыли на вложенные деньги сторонних инвесторов".
Другая большая проблема - кадры. Это не только проблема кино. Каха Бендукидзе, президент крупнейшего машиностроительного холдинга "Уралмаш-Ижора", с грустью замечал в одном из своих телевизионных интервью, что к нему на завод рвется множество менеджеров, но на смену поколению сорокалетних инженеров и высококвалифицированных рабочих вообще нет молодых специалистов. Все хотят управлять, никто не хочет работать у станка. В кино похожая ситуация: "молодые львы" хотят давать интервью глянцевой прессе об успехе еще не снятого фильма, но не хотят год от года работать в помощниках и просто делать кино. И их можно понять. Но выход где?!
Рауф Аталимбеков: "Профессионалов очень мало, особенно это касается специалистов второго плана: вторых режиссеров, операторов, осветителей просто дефицит. В СССР было послевузовское распределение и этапы: после института ты, если отличник, шел в помощники режиссера и лет через пять мог сам снимать свое кино. В Америке, скажу вам, точно так же. А тут выпускники ВГИКа и журфака МГУ, даже не имея опыта, сразу хотят быть на первом плане. Наверное, их учат воспринимать кино не как профессию, а как искусство и путь к славе. У ребят есть много творческой энергии, но в нашем бизнесе сегодня очень не хватает производственного опыта - умения снимать, организовывать. В то же время сегодня кино часто делают люди, у которых есть опыт и нет кинообразования. Между тем для индустрии в целом профессиональное образование просто необходимо".
Получается, даже имея деньги, можно не найти специалистов, которые сделали бы кино. Тех, кто его придумает и поставит, может быть, и не так уж мало. А вот тех, кто делает монтаж, мастеринг, освещение и т. д., катастрофически не хватает. Одни и те же люди работают почти во всех запущенных в производство проектах.
Хотя не будем нагонять тоску. Ведь рынок бурлит, и спрос колоссален, а это главное. Очевидно наличие денег, которые готовы влиться в киноиндустрию, и возможность их сторицей вернуть. Дело осталось за малым: настроить механизм возврата средств. А, люди, как говорится, подтянутся. Ведь подкрепленный государственной поддержкой, растущим спросом телеканалов и немалым потенциалом кинопроката, рынок производства зрелищ далек от насыщения и способен принести хорошие деньги тем, кто сумеет правильно в него вложиться и сделать актуальный проект.